GameDev

Level design for 2D games: basic patterns

Level-design

GameDev

Level-design GameDev

When creating games, the number of unique objects is limited, so to avoid repeating the same obstacles that can bore the user, game designers often use content variation, which helps build progress. This task is performed by the level designer. That is, he does not bring something new to the game, and is engaged in building existing elements and provides an exciting gameplay. The role of level designers is fundamentally important for every project, and to a large extent it ensures its future success.

However, when creating levels it is not enough just the variability, because the player may face other unpleasant situations, such as unclear instructions, too high or low complexity, and so on. All of this in combination can cause a negative user experience. Analyzing the levels of existing 2D-games can be common patterns, each of which contributes to improving the quality of design.

 

 

In fact, such patterns are a set of simple conventions that describe standard approaches to level design. At the same time, level design is a part of game design, and therefore level design patterns can actually be referred to a subset of game design patterns. At the same time, level design has a lot of subtleties of its own that have little to do with game design in general. For example, levels can emphasize certain points of the storyline, allow the formation of short achievable goals, increasing the degree of immersion of the user in the gameplay.

The influence of the level design on the gameplay is so great that some developers even provide gamers with the tools with which users can create their own levels and share them with each other, as the creators of the popular RPG-series Heroes of Might and Magic did.

 

 

6 popular patterns in 2D projects

Patterns

6 popular patterns in 2D projects Patterns

 

Let’s take a look at the six basic patterns of level design that are used in many 2D games, and discuss the principles of their use on examples of real-world projects.

 

 

Pattern 1: Directional indication

Design patterns must solve the player's problems

Pattern 1: Directional indication Design patterns must solve the player's problems

In the process of passing levels, players may encounter situations where it becomes unclear where to go next, which is especially relevant in projects where users can explore the world around them. To avoid such unpleasant situations, the “direction pointing” pattern is used, which, unlike instructions and tutorials that give clear instructions to the person, acts non-verbally.

One of the easiest ways to point the user in the right direction is to use solid timelines. A good example is implemented in the game Super Mario World, where the gamer can clearly see where his character can jump in and move in the right direction. Confusion in this case is difficult.

Another frequently used option – to direct the player with the collected items: coins, fruits and other things. In fact, such elements demonstrate the main route and inform about the places that are not yet visible to the user – for example, when you need to make a jump, but the place where the character can land is outside the screen.

Also, this technique is often used to prevent wrong decisions on the part of the player, for example jumping from a cliff where there is no collectible objects itself looks rather rash and dangerous. This pattern is used in many games, such as Jungle Adventure, Super Mario, Red Ball and others.

Another common way to specify the direction – the placement of hazards. These can be strong NPCs or objects, the collision with which can lead to the loss. By analyzing the areas that can not be approached, a person can choose the right direction. But here it should be noted that the placement of enemies, including particularly dangerous, can be used with the opposite purpose – to attract the attention of gamers, as the victory over them is often associated with the receipt of valuable rewards.

And the last method of directional guidance that we will consider is the use of hints in the environment. This pattern can be implemented by changing the lighting, colors, textures and other things. Its principle is based on the fact that brighter elements attract a person’s attention and stimulate curiosity, prompting him to explore the area more.

Pattern 1: Safe zone

No game can do without rules

Pattern 1: Safe zone No game can do without rules

This is a pattern that involves creating one or more areas in the current scene where the player can feel safe and not be attacked by enemies or negatively influenced by the environment. This is necessary so that the user can calmly assess the situation and develop a strategy for passing the level. Safe zones are especially important in the spawn points – places where the character is revived if he or she fails.

It is also worth noting that such areas do not necessarily have to be obvious. Sometimes it is necessary for the player to determine the place where the enemies will not be able to notice him.

A good example of safe zone implementation can be seen in the mobile game Red Ball 4. During the passage of one of the levels the character must take cover from the laser, which can not be jumped over or bypassed. However, the user can take cover from the danger by using the elements of the environment in the form of square blocks. Thus, the person has time to study the environment and develop his own plan to overcome obstacles.

The safe zone pattern can be used in combination with the directional pattern to help the gamer make the right decision.

Level design for 2D games: basic patterns

Pattern 3: Foreshadowing

Getting to know the upcoming events

Pattern 3: Foreshadowing Getting to know the upcoming events

An extremely useful pattern that hints at what lies ahead and gives the player time to prepare. Including foreshadowing can be used to introduce people to new types of enemies or mechanics without the traditional tutorials.

For example, in the game Mighty Jill Off, the level designers show the user spider-like enemies in advance. At first they are not dangerous, and are displayed beyond the avatar’s reach, but in the next level the player comes face-to-face with them, and if he was attentive before, he already understands how he should act.

At the same time, the foreshadowing pattern stimulates players’ curiosity, making them feel excitement in anticipation of new possibilities. Such an element is quite common in games focused on exploration of the environment. For example, in the 1994 game Super Metroid, the designers tease the user with alternate routes that will only become accessible to him after he receives a power-up. In this way the player can be motivated to go back to collect additional coins or to find a hidden secret.

Level design for 2D games: basic patterns

Pattern 4: Layers

The level of representation in a layered architecture

Pattern 4: Layers The level of representation in a layered architecture

The Layers pattern makes it possible to combine several existing objects in the game to create new areas and expand the gameplay. For example, in this way you can create more difficult obstacles that will appear in front of the gamer as the story progresses. To ensure optimal difficulty, this pattern is often used in combination with foreshadowing.

 

 

A good example of the implementation of the Layers pattern can be seen in the game Mega Man from Capcom studio, where players have to jump from platform to platform. At first it is just jumping, then some platforms start to disappear, and eventually moving enemies appear on them, which cannot be collided with. In this way, the gameplay gradually becomes more complex, which piques the user’s interest.

 

 

Level design for 2D games: basic patterns

Pattern 5: Branching

Not all patterns apply to every game

Pattern 5: Branching Not all patterns apply to every game

The Branching pattern refers to giving the player several options for overcoming obstacles, which allows you to create different formats of gameplay. For example, in the game Super Mario Bros there are pipes, using which the player can go down into the dungeon and pass the level by an alternative way.

The branching of the levels can be unlimited. That is, the player is given a lot of routes that he can go, which greatly enhances the feeling of exploration. Also branching can be conditional – when the user has several path options, but some of them he can use only under certain conditions.

For example, in Super Metroid there are closed doors scattered around the locations, but to enter them you first need to find the weapon or key that opens them.

With branching you can also create situations with a reward for the risk. This occurs when a person has a choice which way to go – a relatively quiet, but with less reward, or more difficult, with the opportunity to get rare loot.

Pattern 6: Tempo disorder

It is a mistake to think that the game UI is just screens with buttons

Pattern 6: Tempo disorder It is a mistake to think that the game UI is just screens with buttons

Sometimes level designers intentionally slow down or speed up the flow of the game for different scenes. This is done to increase or decrease the level of tension, to encourage players to put more effort into game progression, which makes the passage of locations more dynamic and therefore more engaging. That said, the most powerful cues for players to break the pace are audio and visual cues.

As a rule, the “layers” pattern is closely combined with the tempo violation, as the appearance of additional elements and obstacles on the screen naturally increases tension. On the other hand, the combination of the tempo violation with the “safe zones” pattern, on the contrary, allows to reduce the load on the player and give him time for a breather.

One of the most common ways to break the tempo is to use hazards of increased difficulty. In practice, this can look like a boss battle.

 

 

In such a case, the background music often becomes faster, and a larger enemy with a separate lane of life, armed with impressive weapons, appears on the scene.

As for tempo reduction, it can lead to curious results. For example, during a respawn, you can let the player enjoy other features of the game – the environment, animation, and so on. Sometimes a moment of calm is provided just before a difficult battle, allowing you to create a “calm before the storm” effect and reinforce the moment of climax.

An interesting example of changing the pace of the game can be seen in the project Talking Tom Gold Run from the studio Outfit7, where the player controls a running character. The beginning of the level is always slow, but gradually the character increases the speed and the gamer has less and less time to make a decision. In addition to speed, other basic metrics also change here – the length of the jump, the location of obstacles, and so on, which makes control even more difficult.

 

 

Features of using patterns

Pattern usage

Features of using patterns Pattern usage

All of the described patterns can be used in games not only individually. Professional level designers often modify and combine them to create new and fresh gameplay that can become attractive to players.

 

 

It should be added that not all patterns are applicable to every project, so the absence of one or more of them does not necessarily indicate poor level design. In fact, the patterns are just recommendations, and how they will be used in a particular game, and whether they will be used at all, is up to the designer.

 

 

Fresh works

We create space projects

Fresh works

The best confirmation of our qualifications and professionalism are the stories of the success of our clients and the differences in their business before and after working with us.

Our clients

What they say about us

Our clients What they say about us

Successful projects are created only by the team

Our team

Successful projects
are created only by the team Our team

(Ru) Photo 11
(Ru) Photo 10
Photo 9
Photo 8
Photo 7
Photo 6
Photo 5
Photo 4
Photo 3
Photo 2
Photo 1
(Ru) Photo 12

Contact the experts

Have a question?

Contact the experts Have a question?

+
@
I accept User agreement and I give my consent to processing of my personal data
Personal data processing agreement

The user, filling out an application on the website https://avada-media.ua/ (hereinafter referred to as the Site), agrees to the terms of this Consent for the processing of personal data (hereinafter referred to as the Consent) in accordance with the Law of Ukraine “On the collection of personal data”. Acceptance of the offer of the Consent is the sending of an application from the Site or an order from the Operator by telephone of the Site.

The user gives his consent to the processing of his personal data with the following conditions:

1. This Consent is given to the processing of personal data both without and using automation tools.
2. Consent applies to the following information: name, phone, email.

3. Consent to the processing of personal data is given in order to provide the User with an answer to the application, further conclude and fulfill obligations under the contracts, provide customer support, inform about services that, in the opinion of the Operator, may be of interest to the User, conduct surveys and market research.

4. The User grants the Operator the right to carry out the following actions (operations) with personal data: collection, recording, systematization, accumulation, storage, clarification (updating, changing), use, depersonalization, blocking, deletion and destruction, transfer to third parties, with the consent of the subject of personal data and compliance with measures to protect personal data from unauthorized access.

5. Personal data is processed by the Operator until all necessary procedures are completed. Also, processing can be stopped at the request of the User by e-mail: info@avada-media.com.ua

6. The User confirms that by giving Consent, he acts freely, by his will and in his interest.

7. This Consent is valid indefinitely until the termination of the processing of personal data for the reasons specified in clause 5 of this document.

Join Us

Send CV

+
@
I accept User agreement and I give my consent to processing of my personal data
Cookies
Please allow cookies to be more efficient with your site.

Дана версія веб-сайту завантажена за замовчуванням для користувачів в Україні. Якщо ви хочете повернутися на попередню версію веб-сайту натисніть "Повернутись назад", для того щоб залишитися натисніть "Закрити". Натискаючи "Повернутись назад" або "Закрити" ви погоджуєтесь із Політикою використання файлів Cookies

GameDev

Дизайн уровней для 2D-игр: основные паттерны

Level-дизайн

GameDev

Level-дизайн GameDev

При создании игр количество уникальных объектов ограничено, поэтому чтобы избежать повторения одинаковых препятствий, которые могут наскучить пользователю, геймдизайнеры зачастую используют вариативность контента, которая помогает выстраивать прогресс. Эту задачу выполняет дизайнер уровней. То есть, он не привносит в игру что-то новое, а занимается выстраиванием уже существующих элементов и обеспечивает увлекательный геймплей. Роль level-дизайнеров фундаментально важна для каждого проекта, и во многом обеспечивает его будущий успех.

Однако при создании уровней недостаточно одной лишь вариативности, поскольку игрок может сталкиваться и с другими неприятными ситуациями, например нечеткие инструкции, слишком высокая или наоборот низкая сложность и прочее. Все это в совокупности может стать причиной негативного пользовательского опыта. Анализируя уровни уже существующих 2D-игр можно выделить общие паттерны, каждый из которых вносит свой вклад в повышение качества дизайна.

 

 

По сути такие паттерны являются набором простых условностей, которые описывают стандартные подходы к левел-дизайну. При этом дизайн уровней является частью геймдизайна, а следовательно паттерны дизайна уровней — фактически можно отнести к подмножеству паттернов геймдизайна. В то же время level-дизайн имеет массу своих собственных тонкостей, которые имеют мало чего общего с дизайном игр в целом. Например, уровни могут делать акцент на определенных точках сюжетной линии, позволяют формировать короткие достигаемые цели, увеличивая степень погружения пользователя в геймплей. 

Влияние левел-дизайна на игровой процесс настолько велико, что некоторые разработчики даже предоставляют геймерам инструменты, с помощью которых пользователи могут создавать собственные уровни и делиться ими между собой, как например поступили создатели популярной RPG-серии Heroes of Might and Magic.

 

 

6 популярных паттернов в 2D-проектах

Patterns

6 популярных паттернов в 2D-проектах Patterns

 

Рассмотрим шесть основных паттернов левел-дизайна, которые используются во многих 2D-играх, а также обсудим принципы их использования на примерах реальных проектов.

 

 

Паттерн 1: Указание направления

Дизайн-паттерны должны решать задачи игрока

Паттерн 1: Указание направления Дизайн-паттерны должны решать задачи игрока

В процессе прохождения уровней игроки могут столкнуться с ситуациями, когда становится непонятно куда идти дальше, что особенно актуально в проектах, где пользователям доступно исследование окружающего мира. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций используется паттерн «указание направления», который, в отличие от инструкций и туториалов, дающих человеку четкие указания действует невербально.

Один из наиболее простых способов указать пользователю верное направление — использовать твердые тайтлы. Хороший пример реализован в игре Super Mario World, где геймер четко видит куда его персонаж может запрыгнуть и двигается в нужном направлении. Запутаться в таком случае достаточно сложно.

Еще один часто применяемый вариант — направлять игрока с помощью собираемых предметов: монет, фруктов и прочего. Фактически такие элементы демонстрируют основной маршрут и сообщают о местах, которые пока не видны пользователю — например, когда нужно совершить прыжок, но место куда персонаж сможет приземлиться находится за пределами экрана. 

Также такая техника нередко используется для того, чтобы предотвратить неверные решения со стороны игрока, к примеру прыжок с обрыва где нет собираемых объектов сам по себе выглядит довольно опрометчиво и опасно. Такой паттерн применяется во многих играх, например Jungle Adventure, Super Mario, Red Ball и прочих.

Еще один распространенный способ указания направления — размещение опасностей. Это могут быть сильные NPC или объекты, столкновение с которыми может привести к проигрышу. Анализируя зоны к которым нельзя приближаться человек может выбрать верное направление. Однако здесь стоит заметить что размещение врагов, в том числе особо опасных, может использоваться и с прямо противоположной целью — для привлечения внимания геймеров, поскольку победа над ними зачастую связана с получением ценных наград.

И последний способ указания направления который мы рассмотрим — использование подсказок в окружении. Такой паттерн может быть реализован с помощью изменения освещения, цвета, текстур и прочего. Принцип его работы основан на том, что более яркие элементы привлекают внимание человека и стимулируют любопытство, подталкивая изучить эту зону подробнее.

Паттерн 2: Безопасная зона

Ни одна игра не может обойтись без правил

Паттерн 2: Безопасная зона Ни одна игра не может обойтись без правил

Это паттерн, который предусматривает создание одного или нескольких участков в текущей сцене, где игрок может чувствовать себя в безопасности и не подвергается атакам врагов или негативному влиянию окружения. Это необходимо для того, чтобы пользователь мог спокойно оценить ситуацию и разработать стратегию прохождения уровня. Безопасные зоны особенно важны в точках спауна — местах, где персонаж возрождается если потерпит неудачу. 

Также стоит заметить, что такие области не обязательно должны быть явными. Иногда нужно чтобы игрок самостоятельно определил место, где враги его не смогут заметить.

Хороший пример реализации безопасной зоны можно увидеть в мобильной игре Red Ball 4. Во время прохождения одного из уровней персонаж должен укрываться от лазера, который невозможно перепрыгнуть или обойти. Однако, пользователь может укрыться от опасности используя элементы окружения в виде квадратных блоков. Таким образом у человека появляется время на то, чтобы изучить обстановку и разработать собственный план преодоления препятствий. 

Паттерн безопасных зон можно использовать в комбинации с паттерном указания направления, чтобы помочь геймеру принять правильное решение.

Дизайн уровней для 2D-игр: основные паттерны

Паттерн 3: Предвестие

Знакомство с предстоящими событиями

Паттерн 3: Предвестие Знакомство с предстоящими событиями

Чрезвычайно полезный паттерн, который намекает игроку на то, что ждет его впереди и дает время на подготовку. В том числе предвестие может использоваться для того, чтобы познакомить человека с новыми типами врагов или механиками без традиционных туториалов.

Например в игре Mighty Jill Off дизайнеры уровней заранее демонстрируют пользователю врагов в виде пауков. Сначала они не опасны, и отображаются за пределами досягаемости аватара, но уже на следующем уровне игрок сталкивается с ними лицом к лицу, и если ранее он был внимателен, то уже понимает как ему нужно действовать.

В то же время паттерн предвестие стимулирует любопытство игроков, заставляя их испытывать волнение в предвкушении новых возможностей. Такой элемент достаточно распространен в играх, ориентированных на исследование окружения. К примеру в игре Super Metroid 1994 года дизайнеры дразнят пользователя альтернативными маршрутами, которые станут для него досягаемы только после получения power-up. Таким способом можно мотивировать игрока возвращаться назад, чтобы собрать дополнительные монеты или найти скрытый секрет.

Дизайн уровней для 2D-игр: основные паттерны

Паттерн 4: Слои

Уровень представления в многоуровневой архитектуре

Паттерн 4: Слои Уровень представления в многоуровневой архитектуре

Паттерн Слои дает возможность объединять несколько существующих в игре объектов для создания новых областей и расширения игрового процесса. Например, таким образом можно создавать более трудные препятствия, которые будут появляться перед геймером по мере прохождения сюжета. Чтобы обеспечить оптимальную сложность, этот паттерн часто используется в комбинации с «предвестием».

 

 

Хороший пример реализации паттерна Слои можно посмотреть в игре Mega Man от студии Capcom, где игроки должны прыгать с платформы на платформу. Сначала это просто прыжки, потом некоторые платформы начинают исчезать, а со временем на них появляются движущиеся враги, с которыми нельзя сталкиваться. Таким образом геймплей постепенно усложняется, что подогревает интерес пользователя.

 

 

Дизайн уровней для 2D-игр: основные паттерны

Паттерн 5: Ветвление

Не все паттерны применимы к любой игре

Паттерн 5: Ветвление Не все паттерны применимы к любой игре

Под паттерном Ветвление понимается предоставление игроку нескольких вариантов преодоления препятствий, что позволяет создать разные форматы игрового процесса. Например, в игре Super Mario Bros есть трубы, используя которые игрок может спуститься в подземелье и пройти уровень альтернативным путем. 

Ветвление уровней может быть неограниченным. То есть игроку предоставляется множество маршрутов по которым он может пойти, благодаря чему существенно усиливается ощущение исследования. Также ветвление может быть условным — когда у пользователя есть несколько вариантов пути, но некоторыми из них он может воспользоваться только при выполнении определенных условий.

К примеру в Super Metroid по локациям разбросаны закрытые двери, но чтобы в них зайти нужно для начала отыскать открывающее их оружие или ключ.

С помощью ветвления можно также создавать ситуации с вознаграждением за риск. Это возникает в случаях, когда перед человеком становится выбор каким путем пойти — относительно спокойным, но с меньшей наградой или более сложным, с возможностью раздобыть редкий лут. 

Паттерн 6: Нарушение темпа

Ошибочно считать, что игровой UI – это только экраны с кнопками

Паттерн 6: Нарушение темпа Ошибочно считать, что игровой UI – это только экраны с кнопками

Иногда дизайнеры уровней намеренно замедляют или ускоряют течение игры для разных сцен. Это делается для того, чтобы повысить или снизить степень напряженности, чтобы стимулировать игроков вкладывать больше усилий в игровой прогресс, что позволяет сделать прохождение локаций более динамичным, а следовательно — увлекательным. При этом наиболее мощными сигналами нарушения темпа для игроков являются звуковые и визуальные подсказки.

Как правило, с нарушением темпа тесно сочетается паттерн «слои», поскольку появление на экране дополнительных элементов и препятствий естественным путем повышает напряженность. С другой стороны, сочетание нарушения темпа с паттерном «безопасные зоны» наоборот, позволяет снизить нагрузку на игрока и дать ему время для передышки.

Один из наиболее распространенных способов нарушения темпа является использование опасностей повышенной сложности. На практике это может выглядеть как сражение с боссом.

 

 

В таком случае, зачастую, фоновая музыка становится более быстрой, а на сцене появляется более крупный враг с отдельной полосой жизни, вооруженный внушительным оружием.

Что касается снижения темпа, то оно может привести к любопытным результатам. Например, во время передышки можно дать игрока насладиться другими особенностями игры — окружением, анимацией и так далее. Иногда момент спокойствия предоставляется непосредственно перед сложным сражением, что позволяет создать эффект «затишья перед бурей» и усилить момент кульминации. 

Интересный пример изменения темпа игры можно посмотреть в проекте Talking Tom Gold Run от студии Outfit7, где игрок управляет бегущим персонажем. Начало уровня всегда медленное, но постепенно персонаж увеличивает скорость и у геймера становится все меньше времени на принятие решения. Кроме скорости здесь также меняются другие основные метрики — длина прыжка, расположение препятствий и прочее, что еще сильнее усложняет управление.

 

 

Особенности использования паттернов

Pattern usage

Особенности использования паттернов Pattern usage

Все описанные паттерны можно использовать в играх не только по отдельности. Профессиональные левел-дизайнеры часто их модифицируют и комбинируют для создания нового и свежего игрового процесса, который может стать привлекательным для игроков.

 

 

При этом стоит добавить, что далеко не все паттерны применимы к каждому проекту, поэтому отсутствие одного или нескольких из них не обязательно говорит о плохом дизайне уровней. Фактически паттерны являются лишь рекомендациями, а то как именно они будут использоваться в конкретной игре, и будут ли использоваться вообще — решает дизайнер.

 

 

Свежие работы

Создаем космические проекты

Свежие работы

Лучшим подтверждением нашей квалификации и профессионализма являются истории успеха наших клиентов и различия в их бизнесе до и после сотрудничества с нами.

Наши клиенты

Что о нас говорят

Наши клиенты Что о нас говорят

Успешные проекты создаются только командой

Наша команда

Успешные проекты
создаются только командой Наша команда

Photo 11
Photo 10
Photo 9
Photo 8
Photo 7
Photo 6
Photo 5
Photo 4
Photo 3
Photo 2
Photo 1
Photo 12

Свяжитесь с экспертами

Появились вопросы?

Свяжитесь с экспертами Появились вопросы?

+
@
Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оформляя заявку на сайте https://avada-media.ua/ (далее – Сайт), соглашается с условиями настоящего Согласия на обработку персональных данных (далее — Согласие) в соответствии с Законом Украины «Про захист персональних даних». Принятием (акцептом) оферты Согласия является отправка заявки с Сайта или заказ у Оператора по телефонам Сайта.

Пользователь дает свое согласие на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных как без, так и с использованием средств автоматизации.
  2. Согласие распространяется на следующую информацию: ФИО, телефон, электронная почта.
  3. Согласие на обработку персональных данных дается в целях предоставления Пользователю ответа на заявку, дальнейшего заключения и выполнения обязательств по договорам, осуществления клиентской поддержки, информирования об услугах, которые, по мнению Оператора, могут представлять интерес для Пользователя, проведения опросов и маркетинговых исследований.
  4. Пользователь, предоставляет Оператору право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, передача третьим лицам, с согласия субъекта персональных данных и соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
  5. Персональные данные обрабатываются Оператором до завершения всех необходимых процедур. Также обработка может быть прекращена по запросу Пользователя на электронную почту: info@avada-media.com.ua
  6. Пользователь подтверждает, что, давая Согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.
  7. Настоящее Согласие действует бессрочно до момента прекращения обработки персональных данных по причинам, указанным в п.5 данного документа.

Присоединяйся к нам

Отправить резюме

+
@

Свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом:

+ 38 (097) 036 29 32
Файлы cookies
Пожалуйста, разрешите использование cookies для более эффективной работы с сайтом